В каком же возрасте лучше изучать иностранный язык? Имеет ли принципиальное значение возраст обучаемого?
Существует мнение, что учиться чему-то, особенно иностранному языку, следует только в детстве и в юности. Потом уже практически бесполезно или очень долго и трудно. Так ли это на самом деле?
Главное, иметь цель и уверенно идти к ней. Но следует отметить, что чем старше становится человек, тем труднее ему дается запоминание слов и правил, да и времени у взрослого человека меньше. Поэтому в идеале начинать учить иностранные языки следует в детстве.
В обретении языковых навыков и обучении языку главную роль играет человеческий мозг. Область в левом полушарии нашего мозга, которая отвечает за процесс освоения языка, активна с момента рождения ребенка. Такая активность продолжается, с постепенным снижением, до 10-14 лет, т.е. до начала полового созревания. В подростковом возрасте завершается развитие правого и левого полушарий мозга, в следствии этого затрудняется и освоение языков. Другими словами, овладение языком происходит до подросткового возраста. В следствии экспериментов было сделано заключение, что идеальным возрастом для овладения иностранным языком является возраст 7 лет и младше, за ним следует период, который продолжается до периода полового созревания, после чего овладение языком становится весьма затруднительным.
Дети во всем мире примерно до 4 или 5 лет без какой-либо помощи осваивают язык, который они слышат рядом с собой. Этот процесс обретения языка проходит быстро, легко и без каких-либо затруднений. Лучше всего начинать обучать ребенка иностранному языку в том возрасте, когда он уже хорошо владеет родной речью.
Маленькие дети до конца своего раннего детского возраста очень восприимчивы к звуковому составу языка и особенностям слов, а в последующие годы уделяют больше внимания грамматике, понятиям и содержанию. После периода полового созревания для подростков становится весьма затруднительным произношение иноязычных звуков и слов. Поэтому после определенного возраста очень трудно выучить иностранные языки с правильным произношением. У взрослых людей, желающих выучить иностранный язык, застенчивость, страх перед насмешками и неспособностью выучить язык серьезным образом вредит процессу обучения. Но дети любят выглядеть смешными, у них нет страха перед возможностью сделать ошибку, они любопытны и открыты всему новому. Кроме того, дети, по сравнению с взрослыми, изучая второй язык, менее стеснительны при общении на иностранном языке. Эти различия между взрослым и ребенком при обучении иностранному языку выставляют ребенка в более выгодном свете. Язык, выученный ребенком в этот период, может быть почти таким же безупречным, как и его родной язык.